Фотоотдел

Фотоотдел Научного архива

В настоящее время в фотоархиве более 900 тысяч единиц хранения (примерно равное количество негативов и фотографий, по 450000 единиц, и 8 кинофильмов). В России и, в целом, Европе – это одно из крупнейших хранилищ, в котором находятся фотографии 1840-х – 2011 годов.

Во второй половине XX в. основным профилем фотоархива являлась археология (фиксация процесса полевых исследований, пересъемка графической документации, снимки находок из раскопанных памятников, а также собранных в музеях страны, иллюстрации к археологическим изданиям). Однако тематика архива значительно шире: археология бывш. СССР и ряда зарубежных стран – Монголии, Чехии, Словакии, Румынии, Китая, Вьетнама, Индии, Египта, Франции, Германии, Венгрии – памятники от эпохи палеолита до ХVIII–ХIХ вв., антропология, этнография; гражданская, крепостная и церковная архитектура ХIII–ХХ вв., живопись и скульптура эпохи Возрождения и более позднего времени, прикладное искусство, эпиграфика, сфрагистика, палеография, геральдика и некоторые другие отрасли человеческих знаний.

фототдел

В фондах археологических учреждений – Императорской Археологической комиссии (ИАК); Российской – Государственной Академии истории материальной культуры (РАИМК-ГАИМК), Института истории материальной культуры АН СССР (ИИМК АН СССР), Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (ЛОИА АН СССР), Института истории материальной культуры Российской Академии наук (ИИМК РАН) отражены полевые и кабинетные исследования членов комиссий, сотрудников академий и институтов. Имеется множество материалов по древнерусской архитектуре и реставрации памятников, монументальной, станковой и церковной живописи, а также материалы по этнографии народов Поволжья, Крыма, Средней Азии, Дальнего Востока.

 

В фондах Русского Археологического общества (РАО) и Археологического института в Петербурге-Петрограде сконцентрированы материалы по полевым работам 1893–1914 гг. В. В. Хвойко, Н. Е. Макаренко, Н. К. Рериха и других известных российских ученых. Имеются материалы по прикладному искусству и древней монументальной архитектуре Армении и Грузии; по византийской миниатюре, в том числе снимки с оригинала Минология Василия II (ХI в.), хранящегося в библиотеке Ватикана. Среди материалов РАО снимки к археологическому и этнографическому разделам «Туркестанского альбома», составленного под руководством ориенталиста А. Л. Куна (1871–1872 гг.), состоявшего в начале 1870-х гг. чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе К.П. фон-Кауфмане.

При реорганизации ряда ленинградских учреждений в середине 1920–1930-х гг. в фотоархив, как единственное в то время специализированное хранилище фотодокументов, поступили собрания Государственного музейного фонда, Реставрационной мастерской Главнауки, Отдела охраны памятников Комитета по делам искусств и Комитета популяризации художественных изданий, а также Дворца-музея дворянского быта (Дворца-музея графов Шуваловых) и библиотек Зимнего и Мраморного дворцов, то есть Собственной библиотеки императора Николая II и библиотеки великих князей Константина Николаевича и Константина Константиновича. Названные фонды включают ценнейшие материалы по архитектуре «старой» и «новой» столиц России – Москвы и Санкт-Петербурга, их пригородов и иных городов и областей Евразии, по выставкам Исторических портретов в Таврическом дворце (1905 г.) и Архитектурной в Царском Селе (1911 г.), другим выставкам, проводившимся в 1910–1929 годах. К данным коллекциям относятся фотоматериалы, начиная с 1840-х годов, большие серии крупноформатных отпечатков 60–90-х годов ХIХ века.

Фонды личного происхождения поступают в архив, начиная с 1919 года, и содержат материалы 1861–1990-х гг. Среди них представлены работы знаменитых русских и западноевропейских мастеров фотоискусства К. К. Буллы, И. Ф. Барщевского, Н. Г. Матвеева, Алинари, Броджи, Бонфиса, Ренара, Ордэ, Гундермана, Надара, Себа и Жоайе и других. Неповторимые материалы собраны в фондах археологов Н. И. Репникова, А. А. Бобринского, А. А. Спицына, археолога-ориенталиста Н. Я. Марра, археологов-искусствоведов Я. И. Смирнова и Б. В. Фармаковского, ориенталиста А. Л. Куна, фотографов Н. Г. Матвеева, В. М. Машечкина, И. Ф. Чистякова, византиниста Л. А. Мацулевича, архитекторов М. Т. Преображенского, В. В. Суслова, Н. В. Султанова, К. К. Романова и других, а также искусствоведа, директора Русского музея в 1921–1926 гг. Н. П. Сычева и владельца ювелирного торгового дома в Петербурге в конце ХIХ–начале ХХ вв. К. Г. Фаберже. В их составе не только материалы по археологии, снимки древностей из музеев Сибири, Крыма, Грузии, Украины, восточного серебра из собраний Эрмитажа и Британского музея, египетских и византийских тканей из музеев Вены и Лондона, но и представительные собрания по западноевропейской архитектуре, памятникам Азии и Африки.

Архитектура Германии представлена крупноформатными фотографиями западноевропейских мастеров 1860–1870-х гг. (250 ед.). Интересна коллекция фотографий по Франции, в том числе, снимки Парижа 1870-х гг., Пале Ройяль и Дома Инвалидов 1890-х годов, Русских отделов на Всемирных парижских выставках 1900 и 1937 года (более 650 ед.).

Сохранилась серия оригинальных фотографий Алинари, Броджи, Андерсена и других – с видами и архитектурными памятниками 63 городов Италии, кроме того, материалы по интерьерам, прикладному искусству эпохи Возрождения (4500 ед.).

Материалы по 17 городам Испании отложились в фонде архитектора М. Т. Преображенского и собрании великого князя Константина Константиновича (1890-е гг.); сохранился также «домашний» альбом путешествия в Испанию членов императорской семьи (более 200 фотографий).

Имеются фотографии по Австрии и Швейцарии (196 ед.), в том числе виды долины р. Роны и Швейцарских Альп с «Чортовым мостом»

 

и памятником А. В. Суворову и его солдатам (снимки из коллекции великого князя Константина Константиновича, 1890-е гг.).

Из Стокгольма в 1880-х гг. в коллекцию библиотеки Мраморного дворца поступили «Альбом снимков с картин работы короля Карла ХV», снимки памятников королям Карлу ХII, Карлу ХIII и Густаву II-Адольфу, а также видов города (73 ед.). Небольшое количество снимков отражает архитектуру Дании, Бельгии и Финляндии (около 100 ед.).

К 1890-м годам относится серия фотографий Будапешта: виды дворца Юстиции, знаменитой будапештской Оперы, министерства Просвещения с памятником на площади перед ним, панорама Пешта с Цепным мостом (1897 г., фотограф Штенгель из Дрездена) и еще нескольких выдающихся зданий города, снимки которых выполнены будапештскими фотографами Кальдерони и Тарга.

Загрузка...

Множество материалов по Турции (1855 ед.), как по архитектуре, так и этнографии многонационального государства, каким являлась Османская империя вплоть до 20-х годов нашего столетия. В фотоархиве отложилось более 100 фотографий историко-культурных памятников Константинополя, зафиксировавших город, начиная с середины XIX века. Круговая панорама Стамбула (10 снимков) и панорама Босфора (6 снимков) выполнены в 1870-х годах фотографами Себа и Жоайе. Коллекция материалов включает снимки общих видов и интерьеров памятников архитектуры, расположенных в разных районах собственно Турции и на территории стран, которые ранее входили в ее состав; снимки этнологического характера (жители в национальных одеждах, за традиционными занятиями); фотографии экспонатов музеев.

550 снимков привезены русским ученым, академиком Н. П. Кондаковым из поездки рубежа XIX–XX вв. в Македонию. Фотографии выполнены спутниками Н. П. Кондакова приват-доцентом П. Н. Милюковым, архитектором П. П. Покрышкиным и художником-фотографом Д. А. Крайневым. По прибытии в Стамбул Д. А. Крайнев сфотографировал приморские стены города, бухту Золотой Рог, мечеть Фетхие-Джами. В Солониках были весьма подробно отсняты гавань, набережные, улицы, предместья города, а также общие виды и интерьеры храмовых комплексов.

Греция представлена снимками видов города и архитектурных памятников Афин и других городов (более 500 ед.), выполненными К. Окуневым во время его поездки в конце ХIХ века и сохранившимися в библиотеке Мраморного дворца; снимками скульптуры и других материалов Афинского Национального музея. Уникальны 42 отпечатка, сделанные монахами Афонского монастыря в 1867–1872 гг. и преподнесенные в виде дарственного альбома великому князю Константину Константиновичу во время посещения им горы Афон в 1881 г., представляющие виды монастырей и предметы церковной утвари. В 1898 году академик Н. П. Кондаков возглавил поездку на Афон, во время которой известным русским фотографом И. Ф. Барщевским было сделано 222 снимка (монастыри Пантелеймона, Ватопеда и др.).

Материалы по Индии и Бирме привез из поездки в Азию сын К. Г. Фаберже, посланный туда отцом с целью изучения искусства Индии. Великолепны снимки архитектурных памятников Дели, трупосжигалища на берегу Ганга, джаинских и буддийских храмов, пагод.

Во время русской учено-торговой экспедиции в Китай в 1874–1875 гг. небольшой отряд под руководством полковника Генштаба Ю. А. Сосновского прошел от Кяхты через г. Маймачен, пустыню Гоби, Калганские ворота в Великой Китайской стене и возвращался Великим шелковым путем, который еще не был так назван. Фотограф экспедиции А. Н. Э. Боярский сделал более 160 снимков, зафиксировав ряд памятников Пекина, Шанхая, а также небольшие города и селения по пути следования отряда. Кроме того, он уделил большое внимание быту населения, традиционным занятиям и производствам Китая. Производство чая, китайский театр, армия, военачальники и чиновники, курильщики опиума и многое другое составили сюжеты съемки.

Материалы владивостокского фотографа В. В. Ланина, совершившего в 1875–1876 гг. путешествие от Охотского моря до Иркутска, как бы дополняют фотодокументацию русской учено-торговой экспедиции. Обе экспедиции совершены в одни и те же годы, и один, и другой фотографы побывали в Кяхте и Маймачене, затем первая экспедиция отправилась на юго-восток, а В. В. Ланин – на восток. Целью экспедиции Ю. А. Сосновского был поиск наиболее быстрого и удобного пути для торговли России с Китаем. В. В. Ланин зафиксировал сибирские ландшафты и быт малых народов, населявших бассейн р. Амура, территорию, присоединенную к России в 1858 г.

Несомненно, интересны высокохудожественные снимки Иерусалима, выполненные в 1890-х годах представителями Американской военной миссии и помещенные в альбоме с обложкой из сандалового дерева.

И, наконец, сотни и тысячи фотографий многогранно отражают культуру России, в широком понимании этого слова: архитектура Европейской и Азиатской частей страны, как гражданская, так и культовая; копии фресок церквей Новгорода, Ипатьевского монастыря в Костроме, собора Василия Блаженного (Покровского) в Москве и других больших и малых храмов России; снимки предметов церковно-художественного ремесла из Сольвычегодска, Вологды, Устюга. Поистине фотоархив обладает лучшим в России собранием фотографий по церковным зодчеству и декоративно-прикладному искусству (не менее 350 тысяч единиц).

В последние годы в фотоархив поступили переданные сыном художника И. Я. Билибина – М. Н. Потоцким негативы и отпечатки, касающиеся поездок художника по Северо-западу России, в Иерусалим, Сирию, Палестину и Египет. Фонд военного историка Т. И. Воробьева включает 24 папки с паспортами по памятникам Гражданской и Отечественной войны и открытками 1930-х–1960-х годов. Открытки, как ценнейший историко-культурный источник, приняты на хранение в архив и в ряде других фондов. В фонде художника-фотографа М. А. Мицкевича фотографии Ленинграда и его пригородов, в том числе во время блокады города во время войны 1941–1945 гг. Последний из образованных – фонд «нового поколения», в котором 10 CD – 10 дисков, включающих портреты и снимки интерьеров мастерских 120 петербургских художников.

Загрузка...