Аннотация

В № 14 «Записок ИИМК РАН» публикуются научные исследования в области археологии и древней истории, представленные на Международных чтениях «Культура и искусство античного Причерноморья», посвященных 130-летию выдающейся исследовательницы классических древностей М. И. Максимовой. Издание адресовано археологам, культурологам, историкам, музееведам, студентам исторических факультетов вузов.

 

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

 

Ю. А. Виноградов. М. И. Максимова. Путь русского ученого

Ключевые слова: история науки, античная археология, Эрмитаж, ГАИМК.

М. И. Максимова (1885–1974) — выдающаяся представительница российской науки о классических древностях. Получив блестящее образование в России и Германии, она с 1914 г. трудилась в Государственном Эрмитаже и с 1926 г. — в ГАИМК. Из обоих учреждений была незаслуженно уволена в 1930–1931 гг. В ГАИМК (с 1937 г. — ИИМК АН СССР) смогла вернуться только в ноябре 1941 г. На начальном этапе научной деятельности М. И. Максимова занималась изучением произведений античного искусства малых форм (фигурные сосуды, резные камни). В годы войны перевела «Анабасис» Ксенофонта, после ее окончания подготовила фундаментальный труд по истории античных городов Юго-Восточного Причерноморья. В последующие годы она внесла огромный вклад в изучение курганов Скифии и Боспора.

 

И. В. Тункина. М. И. Максимова: парижские письма М. И. Ростовцеву (август 1928 г.)

Ключевые слова: М. И. Максимова, М. И. Ростовцев, личные письма, история антиковедения, Дьюкский университет.

В статье впервые в полном виде публикуются два письма М. И. Ростовцеву, написанные М. И. Максимовой своему учителю во время заграничной командировки в Париже в августе 1928 г. Письма откровенно повествуют о морально-нравственной атмосфере и научном климате в академических учреждениях Ленинграда в первое послереволюционное десятилетие, так как написаны без оглядки на возможную перлюстрацию, что делает их важным источником по социальной истории отечественного антиковедения. Документы хранятся в библиотеке особых коллекций Дьюкского университета (г. Дарем, Северная Каролина, США).

 

СТАТЬИ

 

М. В. Скржинская. Произведения монументального и прикладного искусства в качестве наград граждан античных государств Северного Причерноморья

Ключевые слова: стела, декрет, статуя, вазы.

В статье впервые собрана небольшая группа сохранившихся предметов изобразительного искусства, которые служили наградами граждан античных государств Северного Причерноморья. Это почетные декреты, записанные на каменных стелах и постаментах статуй, которые стояли в центре города, а также расписные вазы и золотые венки. Автор рассматривает изображения спортивных призов на боспорской фреске и на херсонесском надгробии IV в. до н. э. Фреска позволяет определить, как и где в своем доме эллины хранили полученные награды.

 

А. В. Буйских, Й. Форнасье, А. Г. Кузьмищев. Предместье Ольвии в свете новых украинско-германских исследований

Ключевые слова: Северное Причерноморье, Ольвия, предместье, землянка, хронология, чернофигурная аттическая керамика, сырцово-каменный дом.

Статья освещает первые результаты совместного украинско-германского проекта, посвященного исследованию предместья Ольвии. Эта поселенческая структура, открытая к западу от ольвийского городища в 1970–1990-х гг. на площади в несколько гектаров, получила в историографии дискуссионную интерпретацию. Наиболее спорным оказался ранний этап жизни предместья, невыясненными остались вопросы функциональной интерпретации открытых объектов, более длительного, чем в городе, существования примитивных заглубленных жилищ. Для решения этих и ряда других вопросов в рамках проекта началось исследование площади, прилегающей к древней дороге, которая вела к Западным воротам (рис. 1, 1). Здесь выявлены строительные остатки двух периодов существования предместья (рис. 1, 2). Ранний горизонт представлен земляночными сооружениями, поздний — остатками впервые выявленных наземных сырцово-каменных построек с очагом во дворе, хозяйственными ямами и углублениями. Землянка № 15 (рис. 2, 1) раскрыта полностью. Фрагменты чернофигурной аттической керамики с уровня пола (рис. 2, 2–7) позволили отнести ее появление ко времени не позднее 500 г. до н. э., материалы из заполнения (рис. 3) свидетельствуют, что она была засыпана не позднее начала последней трети или последней четверти V в. до н. э. Землянка № 16 раскрыта частично (рис. 4, 1), ранний материал из ее заполнения (рис. 4, 2–5) синхронен найденному в землянке № 15. Обе землянки после засыпи были перекрыты сырцовой трамбовкой, на которой оказались возведены объекты второго строительного периода. Время их существования — последняя треть/четверть V — первая треть/четверть IV в. до н. э. Найдена литейная форма для изготовления свинцовых пряслиц (рис. 4, 6). Этот факт позволяет корректировать мнение об отсутствии в предместье ремесленного производства. Исследования ольвийского предместья планируется продолжить.

 

И. Ю. Шауб. Золотая диадема из Артюховского кургана

Ключевые слова: золотые диадемы, «гераклов узел», Артюховский курган, Боспор, орел, Эрот, Геракл, Афродита, жрицы.

Знаменитая золотая диадема из женского погребения № 1 Артюховского кургана на Таманском п-ове была создана в конце III — начале II в. до н. э. Судя по некоторым другим неординарным предметам погребального инвентаря из этой могилы и по аналогии с подобным головным украшением из усыпальницы жриц богини Девы в Херсонесе, эта диадема являлась не просто драгоценностью, но сакральным предметом, скорее всего, атрибутом жрицы. Замена в центральной композиции диадемы, размещенной в «геракловом узле», фигурки Ганимеда в когтях орла (символа возрождения?) изображением Эрота не была случайностью. Эта замена, вероятно, отражала тот же процесс синкретизации (фиксируемый терракотами) популярных на эллинистическом Боспоре образов Эрота и Геракла. Геракл выступал в местном культовом мифе в качестве паредра здешней верховной богини, почитавшейся в образе Афродиты.

 

С. В. Кашаев. Гемма (инталия) из некрополя Артющенко-2

Ключевые слова: Таманский п-ов, некрополь Артющенко-2, погребение, инвентарь, гемма, инталия.

Работа посвящена уникальной находке — гемме (инталии) из горного хрусталя, обнаруженной при исследовании погр. 146 некрополя Артющенко-2, расположенного в южной части Таманского п-ова. Погребение было разрушено абразией берега несколько лет назад и обнаружено под обрывом на береговом склоне. На плоской поверхности инталии (рис. 1, 1, 4) очень искусно вырезано изображение полуобнаженной женщины, сидящей на камне (скале). Тело женщины изображено влево вполоборота, лицо также влево — но в профиль, голова наклонена немного вниз. Левая рука опущена вдоль тела и опирается на камень. Кисть правой руки женщины поднята на уровень плеч и держит край просторной ткани (плаща), прикрывающей ее голову, спину и складками опускающейся на ноги и немного на камень. Грудь и живот оставлены неприкрытыми. На основании идентичности изобразительных элементов на нашей гемме и других резных камнях, хранящихся в разных музеях, можно сделать вывод, что гемма (инталия) из Артющенко-2 имеет явное сходство с работами мастера Дексамена. Можно предположить, что она происходит из мастерской Дексамена и выполнена одним из его учеников. По стилю и манере изображения гемма относится ко второй половине V — началу IV в. до н. э. Столь редкая по качеству, изяществу и красоте находка, обнаруженная на некрополе сельского поселения, в очередной раз подчеркивает своеобразие и уникальность некрополя Артющенко-2.

 

Н. Ю. Лимберис, И. И. Марченко. Аттические чашевидные скифосы из меотских памятников Правобережья Кубани

Ключевые слова: Прикубанье, меотская культура, грунтовые могильники, чернолаковые чашевидные скифосы, чернофигурная роспись, краснофигурная роспись, атрибуция, хронология.

В статье анализируется коллекция аттических чашевидных скифосов из грунтовых могильников меотской культуры в Прикубанье. В погребениях этот тип сосудов для питья вина по количеству находок занимает третье место после скифосов аттического типа и канфаров. Хронологически рассматриваемый материал относится к началу V — середине IV в. до н. э. К раннемеотскому времени относится гладкий чернолаковый чашевидный скифос раннего варианта и несколько чернофигурных сосудов группы мастера Хаймона. Большинство чашевидных скифосов первой половины — середины IV в. до н. э. найдено в грунтовых могильниках Прикубанский и Лебеди III. Причем практически все находки чернолаковой керамики в мог-ке Прикубанский сопровождались амфорной тарой. Для этого времени характерны чернолаковые чашевидные скифосы «с тяжелыми стенками». Единственный краснофигурный экземпляр принадлежит к поздним образцам краснофигурной техники — возможно, кругу мастера Q.

 

С. Г. Колтухов, С. Н. Сенаторов. Погребение скифского воина в кургане Кулаковского

Ключевые слова: Крым, курган Кулаковского, погребение скифского воина, греко-скифский звериный стиль, бронзовые наконечники стрел, последняя треть/четверть VI — первая треть/четверть V в. до н. э.

В статье рассмотрен комплекс кургана Кулаковского — одного из четырех курганов, исследованных в 1895 г. Ю. А. Кулаковским к северо-западу от современного с. Долинное бывшего Симферопольского уезда. Все курганы были сооружены в эпоху бронзы и содержали впускные погребения скифского, позднескифского и средневекового времени. В кургане № 2 было обнаружено впускное захоронение скифского воина. Сопровождающий инвентарь состоял из двух бронзовых блях в виде свернувшихся хищников, бронзового топорика, железных меча и наконечника копья, бронзовых и костяных наконечников стрел и каменного оселка. Бронзовые бляхи служили украшениями конской узды и относятся к шедеврам греко-скифского искусства. Предметы вооружения позволяют датировать погребение последней третью/четвертью VI — первой третью/четвертью V в. до н. э.

 

Е. В. Кузнецова, Н. Б. Чурекова. Греческие амфоры из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника: первые результаты

Ключевые слова: греческие амфоры, комплексы, музейные коллекции, Трехбратние курганы, Змеиный курган, некрополь Пантикапея, Керченский музей.

В статье приведены предварительные результаты исследований по проекту «Греческие амфоры VI–II вв. до н. э. из собраний музеев Крыма». В ходе работы над коллекцией амфор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника удалось уточнить состав как минимум трех ранее опубликованных комплексов. Зафиксированы три новых сосуда, входивших в состав тризны Змеиного кургана — одна амфора производства Хиоса и две — Пепарета (рис. 1, 2, 4). Обнаружены две ранее неизвестных амфоры из погр. 72 (раскопки 1862 г.) из некрополя Пантикапея: одна — с клеймом магистрата Молосса (Molossos) и гончара Каллия (Kallias) и вторая — с клеймом фабриканта Афестиона (Haphaistiōn) (рис. 2, 2, 3). Выполнена графическая фиксация гераклейской амфоры из кургана 1 группы «Три брата», ранее известной только по фотографии (рис. 2, 5). Представленная публикация отражает лишь малую часть открытий, сделанных во время работы с музейным собранием.

 

С. Ю. Монахов. О некоторых амфорах из комплекса У7 поселения Панское I в Крыму

Ключевые слова: амфоры, Северо-Западный Крым, античная торговля, Икос, Айнос, Менда, западно-понтийские центры, Кос.

В статье предлагаются уточнения к локализации и хронологии некоторых амфор из уникального керамического комплекса поселка У7 поселения Панское I в Северо-Западном Крыму. Выделены амфоры Икоса, западного Понта (Аполлонии, Месембрии, Каллатиса), новые образцы мендейских амфор и амфор косского производства.

 

М. И. Тюрин. Материалы из цистерны в XIX квартале Херсонеса Таврического (раскопки 1949–1950 гг.) и вопросы хронологии города позднеэллинистического периода

Ключевые слова: Херсонес Таврический, эллинизм, хронология, амфоры, керамические клейма, рельефная керамика.

Статья посвящена находкам из цистерны, исследованной Г. Д. Беловым и С. Ф. Стржелецким в XIX квартале Херсонесского городища в 1949–1950 гг. В научных фондах Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» хранятся более сотни происходящих из цистерны предметов, до настоящего времени не введенных в научный оборот. Единственная находка из засыпи цистерны, опубликованная авторами раскопок, — литейная форма для изготовления серьги и подвески, выполненная из распиленной ручки родосской амфоры. В состав исследуемого комплекса входят амфоры производства Херсонеса, Синопы, Родоса, Коса, Книда и других центров, столовая, кухонная, чернолаковая керамика, фрагменты рельефных чаш, светильник, керамические грузила. Особое значение имеет коллекция амфорных клейм, представленная штампами Синопы (2 экз.), Херсонеса (8 экз.) и Родоса (6 экз.), к которой уже неоднократно обращались исследователи. Ревизия клейм из цистерны позволила уточнить датировку образования комплекса. Наиболее поздние находки из заполнения (в первую очередь, родосские амфорные штампы хронологической группы IVа) не выходят за пределы середины II в. до н. э. Серединой/третьей четвертью столетия и следует датировать образование слоя засыпи цистерны.

 

В. В. Дорошко. Бронзовые рельефные атташи римского времени из раскопок Херсонеса Таврического

Ключевые слова: Херсонес Таврический, римское время. бронзовая посуда.

Статья посвящена бронзовым рельефным атташам из раскопок Херсонеса Таврического, которые отличаются изяществом художественного исполнения среди других деталей бронзовой посуды из городища и его некрополя. Некогда они украшали нижние части ручек сосудов закрытого типа. Сосуды с аналогичными сюжетами на атташах традиционно относят к производству италийских мастерских раннеримского времени. Приведенные атташи ручек, равно как и остальные находки деталей бронзовой посуды в Херсонесе, указывают на постоянный приток бронзовой посуды в город в I–II вв. н. э.

 

О. П. Дорошко. Оконное стекло римского времени из раскопок Херсонеса Таврического и его округи

Ключевые слова: Херсонес Таврический, римское время, оконное стекло.

Статья посвящена редкой для Херсонеса античного времени группе материала — оконному стеклу. До недавнего времени считалось, что оконное стекло изготавливали в городе еще с конца III в. н. э. (раскопки Г. Д. Белова). Однако исследования показали, что самые ранние мастерские, в которых производили оконное стекло, следует датировать не ранее середины V в. н. э. Оконное стекло римского времени (середины II — первой половины III в. н. э.) было найдено в Херсонесе (термы в «цитадели»), на высоте Суздальская и в Балаклаве — т. е. на объектах, связанных с присутствием римских военнослужащих в регионе.

 

В. А. Нессель. Краснолаковая керамика из раскопок античного поселения на западном берегу Казачьей бухты (Маячный полуостров)

Ключевые слова: античность, поселение, Маячный п-ов, Херсонес Таврический, здание, краснолаковая керамика, Понтийская сигиллата А, сосуды, лак, глина.

На территории античного поселения на перешейке Маячного п-ова, расположенного в 10 км к западу от Херсонеса Таврического, было обнаружено и исследовано здание первых веков нашей эры. Значительную долю находок в общем массиве керамики составляют краснолаковые сосуды открытых и закрытых форм. Среди находок доминирующее положение занимает керамика группы Понтийской сигиллаты А. Вероятнее всего, данные изделия могли производиться в керамических мастерских, находившихся в Северном Причерноморье. Сосуды этой группы представлены различными типами тарелок, мисок, чаш (рис. 1–3). Среди краснолаковой керамики из раскопанного здания представлены также кружки и кувшины (рис. 3, 4). Судя по характерным признакам, эти сосуды также могли изготавливать в локальных северопричерноморских мастерских, возможно в тех же самых, где производилась и керамика группы Понтийской сигиллаты А. В целом находки из здания относятся к концу I — началу III вв. н. э., причем основная масса изделий датируется серединой II — началом III в. н. э. Здание было разрушено в результате мощного пожара. Анализ находок позволяет установить время его гибели.

 

Т. В. Олейник. Еще раз к вопросу о методике описания античных каменных кладок Северного Причерноморья

Ключевые слова: каменные кладки, методика классификации, система и техника кладки, методика С. Д. Крыжицкого.

Каменные кладки стен являются самой распространенных категорий строительных остатков, с которыми приходится иметь дело исследователям античных памятников. Однако методика, применяемая различными исследователями для характеристики каменных строений, лишена систематического и четко установленного общепринятого порядка. Основой для создания унифицированной методики, позволяющей обеспечить максимальную полноту словесного описания строительных остатков, могут послужить труды С. Д. Крыжицкого, посвященные классификации античных кладок Северного Причерноморья. С помощью такой методики можно будет воссоздать облик античных строений при полном их разрушении и даже отсутствии каких-либо графических изображений.

 

Список сокращений

 

Список авторов статей, опубликованных в «Записках ИИМК РАН» № 14