Аннотация
Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований, 2020, №1. Аннотации
Special Section: The Invention of Equality
Артёмова О. Ю., Финлейсон Б. Предисловие.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-7-12
Резюме. Мы представляем здесь материалы, которые имеют своим истоком дискуссию, состоявшуюся в Казани в рамках XIII Конгресса антропологов и этнологов России (XIII КАЭР, 2–6 июля 2019 г.). Участники небольшого симпозиума, названного «Изобретение равенства», выразили большие сомнения относительно популярного среди гуманитариев представления о том, что развитие неравенства было интегральной составляющей процесса первичной неолитизации, а также представления о том, что до начала неолита равенство было универсальной чертой социальной жизни. Участники дискус сии подчеркнули вероятность того, что равенство, зафиксированное этнографически у некоторых групп охотников и собирателей, а также предполагаемое по археологическим данным для некоторых сообществ раннего неолита Юго-Западной Азии, могло сформироваться достаточно поздно, во всяком случае уже после начала голоцена. Участники симпозиума также сошлись на том, что этнографические данные по охотникам и собирателям не могут использоваться для проведения прямых параллелей с позднепалеолитическими или эпипалеолитическими культурами Юго-Западной Азии, а также сделали попытку определить те типы археологических данных, которые могут свидетельствовать о социальном равенстве или неравенстве в доисторические времена.
Ключевые слова: равенство, эгалитаризм, неравенство, стратификация, охотники, собиратели, палеолит, эпипалеолит, неолит, археология, этнография.
PART 1. PAPERS
Бутовская М. Л. Приматы как модель эволюционного прошлого человека: вариации степени выраженности социальной иерархии и отсутствие истинного эгалитаризма.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-13-26
Резюме. В последние десятилетия накоплен значительный массив данных о социальном поведении обезьян. Эти данные позволяют по-новому взглянуть на ранние этапы социальной эволюции человека, а также указывают на роль когнитивных факторов в этом процессе. Практически все сложно организованные сообщества обезьян, включающие мультисамцовые и мультисамковые объединения, формируются по иерархическому принципу. Жёсткость иерархических отношений зависит от выраженности конкуренции за монополизируемые ресурсы. В последние годы было показано, что модель отношений доминирования у бонобо, за небольшими отличиями, идентична таковой у шимпанзе. Представления об эгалитарности бонобо оказались несостоятельными. Полевые данные o социальной организации шерстистых обезьян (Lagothrix) свидетельствуют о высоком уровне промискуитета и отсутствии выраженной конкуренции за доступ к половому партнеру. Однако, по мнению специалистов, социальные отношения, близкие к эгалитарным, у этого таксона возникли по причине невозможности монополизировать пищевые ресурсы в окружающей среде. Реально эгалитарными можно считать лишь игрунок Callitrichids. В этом случае, однако, имеет место крайне упрощённая социальная структура, в которой отсутствуют мультисамцовые и мультисамковые объединения. Таким образом, на сегодняшний день у приматов не выявлено ни одного вида со сложной мультисамцовой / мультисамковой организацией, практикующего по-настоящему эгалитарные отношения, за исключением человека. Эгалитаризм в человеческих обществах неразрывно связан с развитием моральных установок, стимулирующих делёж, кооперацию и равенство, и пресекающих доминирование, конфликты и авторитаризм.
Ключевые слова: эгалитаризм, иерархии доминирования, конкуренция за монополизируемые и не монополизируемые ресурсы, обезьяны, охотники-собиратели.
Финлейсон Б. Эгалитарные общества и ранний неолит Юго-Западной Азии.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-27-43
Резюме. Имеются данные, что ранненеолитические общества Юго-Западной Азии поощряли эгалитарное поведение, используя для этого, в частности, погребальную обрядность, маскирующую индивидуальные различия, и совместное распределение пищевых ресурсов, которые могли, например, храниться в общественных закромах. Долгое время подразумевалось, что такое эгалитарное поведение продолжает традиционные практики охотников-собирателей, имевшие целью препятствовать появлению имущественного неравенства среди индивидов или домохозяйств, возможности для чего создавали новые способы производства пищи и её хранения. Однако ничто или почти ничто не говорит о том, что предшествовавшая неолиту натуфийская культура представляла собой типичное охотничье-собирательское общество. Равенство могло быть просто одной из инноваций, появившихся в ранненеолитических обществах. В позднем неолите ему на смену пришла более иерархическая социальная система.
Ключевые слова: неолит, Юго-Западная Азия, эгалитаризм, делёж, хранение.
Вильнёв С., Хейден Б. Неравенство в эпипалеолите Леванта.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-44-54
Резюме. Излишки рассматривались как ключевой фактор возникновения социального неравенства, и поэтому археологи уделяли им большое внимание в своей работе. Многие исследователи пытались судить о наличии излишков в преистории на основании археологических свидетельств существования сооружений для хранения припасов. Однако такой подход имеет ряд серьёзных недостатков, которые привели к мнению, что в позднем эпипалеолите Леванта излишки отсутствовали и, следовательно, отсутствовали также неравенство и сложные общества. Сознавая трудность выявления практики хранения в древности, мы предлагаем использовать для этого косвенные показатели и, опираясь на сочетание археологической, этноархеологической и этнографической информации, а также традиционного бытового опыта, исследовать новые пути осмысления того, как изучать поведение, связанное с хранением пищевых припасов и с их излишками. Руководствуясь этим подходом, мы предполагаем, что информация, могущая дать возможность выявить наличие существенных излишков (и, следовательно, трансэгалитарных типов неравенства) в эпипалеолите, упускалась из виду.
Ключевые слова: эпипалеолит, Левант, излишки, хранение, неравенство.
Питерсон Н. Неравенство у аборигенов Австралии в доколониальный период.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-55-63
Резюме. В статье «Монополизация знания, социальное неравенство и эгалитаризм» Ольга Артёмова стремится доказать, что доколониальные общества австралийских аборигенов явили нам необычный пример того, как социальное неравенство могло строиться на внеэкономической основе. Она считает анализируемый ею тип социального неравенства производным сложной религиозной системы, контролировавшейся старшими мужчинами, которые целенаправленно пролонгировали период посвящения молодых мужчин в ранг полноправных «взрослых». Я в целом разделяю эту точку зрения и согласен с тем, что австралийская система неравенства имеет некоторые специфические черты, и что главную роль в ней играло религиозное знание. Однако факты свидетельствуют, что подспудные экономические интересы тоже влияли на систему, но при этом характер её был таков, что неравенство не могло стать наследственным.
Ключевые слова: неравенство, Австралия, полигамия, экономика знаний.
Артёмова О. Ю. Равенство как категорический императив.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-64-91
Резюме. Автор предполагает, что стремление к равенству является одним из древнейших достижений человечества. Представления о справедливости и желание элиминировать коренные причины конфликтов должны были стимулировать эмпирические поиски всевозможных способов сдерживания индивидуальных или групповых проявлений доминирования, а также породить стратегии поведения, направленные на нивелирование соперничества и соревнования, на выравнивание индивидуальных и групповых статусов. Такие стратегии известны представителям самых разных культур, включая современные городские. Но, как правило, они применялись и применяются только временно и только в определённых социальных контекстах. Однако в некоторых охотничье-собирательских обществах, изучавшихся этнографически, люди стремились следовать подобным стратегиям всегда. В то же время этнографии известны общества с присваивающей экономикой, которые развили эффективные системы социальной дифференциации. Эгалитарные и неэгалитарные социальные системы охотников и собирателей, описанные этнографами, не могут быть прямолинейно спроецированы в древнейшие времена, но следует предположить, что верхнепалеолитические и мезолитические охотники также могли создавать эгалитарные и неэгалитарные формы социальных отношений. Автор настаивает на том, что максимальная приближённость к идеалам социального равенства возможна только как результат целенаправленных и многопоколенных усилий людей. Автор также считает, что для понимания того, как древние общества пришли к культурной сложности, производящему хозяйству, государствам и цивилизациям, исследователям следует предположить, что у истоков подобных процессов были неэгалитарные социальные отношения, причем такие их формы, которые принципиально отличались от форм социального неравенства охотников и собирателей, изучавшихся этнографически, включая специализированные иерархически организованные их системы. В статье ставятся под сомнение некоторые устоявшиеся представления о ранних этапах социальной эволюции, в частности — об эгалитарном старте истории человечества.
Ключевые слова: общества охотников и собирателей, равенство, неравенство, эгалитаризм, этнография, археология, социальная эволюция, эгалитарные и неэгалитарные социальные системы.
Туторский А. В. «Нож или рукоять»: реализация принципа равенства при дележе добычи (предварительные результаты).
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-92-101
Резюме. В статье описана практика деления улова поровну среди деревенских жителей Русского Севера, являющая редкий пример равенства результатов. После поездок на удалённые озера и реки члены рыбачьей группы получают равную с остальными часть улова. В таком виде деление поровну появилось в XX веке, хотя множество примет и запретов указывают на дохристианские корни элементов этого обычая. В описываемом случае деление поровну не создавало общество равенства, но было инструментом, который мог маскировать подарок, помощь и даже взятку. Деление поровну не означает создания справедливости.
Ключевые слова: рыболовство, деление, равенство результатов, русское крестьянство, Русский Север.
PART 2. COMMENTS AND DISCUSSION
Hayden B. Comments on papers for “The Invention of Equality”
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-102-105
Finlayson B. Response to Hayden
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-106-109
Artemova O. Yu. Some final remarks on collaboration between archaeologists and ethnographers
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-110-114
Warren G. The Invention of Equality: from original forms to beyond human egalitarianism
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-115-121
СТАТЬИ
Захариков А. П. Ученические изделия в комплексах нижних слоёв стоянки Непряхино
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-123-134
Резюме. Кварцитовые комплексы нижних слоёв стоянки Непряхино содержат многочисленные бифасы раннего верхнего палеолита. Они составляют от 15% до 31% от формальных орудий. Среди них выделяется группа из 22 бифасов, отличающихся от качественных законченных изделий небольшими размерами, малым (менее 2) отношением ширины к толщине, глубокими и укороченными негативами сколов обработки, забитостью краёв. Опираясь на экспериментальные и сравнительные данные, автор обосновывает идею, что эти изделия со значительной степенью вероятности можно считать ученическими.
Ключевые слова: Непряхино, бифасы, наконечники, ранний верхний палеолит, ученические изделия.
Гиря Е. Ю., Учанева Е. Н., Малютина А. А., Бусова В. С., Лазаретова Н. И. Трасологическое исследование следов трепанации на черепах из могильников Белый Яр-VI, Степновка-II, Большое Русло (тесинский этап тагарской культуры)
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-135-171
Резюме. Статья посвящена трепанациям на черепах из раннетесинских погребений (конец 1 тыс. до н. э.). Минусинской котловины. Проведён анализ массового палеоантропологического материала, представлены результаты изучения локализации трепанационных отверстий на черепе, наиболее распространённых форм и размеров отверстий, а также состояния костной ткани в момент выполнения трепанаций. Выделены различные способы выполнения трепанаций, связанные с использованием разных видов орудий. В результате работы с археологическими коллекциями предварительно определён ряд орудий, которые могли применяться для трепанации. Сравнение отпечатков острого края таких предметов с наиболее характерными следами на черепах позволило выделить типы орудий, использование которых представляется наиболее вероятным.
Ключевые слова: трасология, палеоантропология, посмертные трепанации, раннетесинские склепы, Минусинская котловина.
РЕЦЕНЗИИ
Кузьмин Я. В. Природная среда и человек в голоцене центра Русской равнины: опыт междисциплинарного исследования (Сорокин А. Н., Грачёва Р. Г., Добровольская Е. В., Добровольская М. В. Геоархеология Заболотского края (13 500–7 500 cal BC). М.: Институт археологии РАН, 2018. 416 с.)
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-172-176
Кузьмин Я. В. Российско-американский проект комплексного изучения поселений бронзового века в Среднем Поволжье (Anthony D. W., Brown D. R., Mochalov O. D., Khokhlov A. A., Kuznetsov P. F. (eds.). A Bronze Age Landscapes in the Russian Steppes: The Samara Valley Project. Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology Press, 2016. 511 p.)
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-177-181