Аннотация

Выпуск 34 журнала «Археологические вести» посвящен памяти двух известных исследователей Сибири — Э. Б. Вадецкой и Г. А. Максименкова. Статьи раздела «Ad memoriam» рассказывают о личностях ученых и их научном наследии. Раздел «Новые открытия и исследования» содержит статьи по истории, культуре, искусству, антропологии Южной Сибири и Центральной Азии, во многом продолжающие работы Э. Б. Вадецкой и Г. А. Максименкова. В разделе «Актуальные проблемы археологии» отражена дискуссия по вопросу о происхождении зооморфных образов в древнем искусстве Сибири. Традиционно в разделе «История науки» представлены новые архивные изыскания. Среди авторов — ученые из России (Сибири, Санкт-Петербурга) и Германии. Издание адресовано археологам, историкам, искусствоведам.

 

Поляков АВ., Смирнов НЮ. Oт редакции

 

AD MEMORIAM

 

Красниенко С. В., Максименков А. Г., Субботин А. В. Чайка по имени Эльга Борисовна (страницы биографии Э. Б. Вадецкой)

Аннотация. Статья посвящена биографии Эльги Борисовны Вадецкой (1936–2018) — одного из признанных авторитетов в археологии Сибири, воплотившего в себе синтез двух школ в исследовании этого направления: московской (С. В. Киселев, Л. Р. Кызласов) и ленинградской (М. П. Грязнов). Прослежена эволюция научных исканий Э. Б. Вадецкой и охарактеризованы ее достижения в исследовании всего спектра археологических культур Южной Сибири, первобытного искусства, истории археологии. Широко использованы материалы, извлеченные из неопубликованных архивных источников.

Ключевые слова: Э. Б. Вадецкая, неолит Южной Сибири, афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, тагарская культура, тесинская культура, таштыкская культура, история археологии, первобытное искусство.

 

Максименков А. Г. Александр Антонович Морозов. Дневник: страницы, посвященные Эльге Борисовне Вадецкой. Переписка Э. Б. Вадецкой и А. А. Морозова

 

Красниенко СВ. ЭБВадецкая — МПГрязновученик — учитель / оппоненты...

Аннотация. В статье дается краткий анализ научного метода М. П. Грязнова, особенностей его полевых и камеральных исследований, а также прослеживается творческое осмысление методики Грязнова и использование его опыта Э. Б. Вадецкой.

Ключевые слова: М. П. Грязнов, Э. Б. Вадецкая, методика археологических исследований, афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, тагарская культура, таштыкская культура.

 

Вадецкая Э. Б. (†) История изучения памятников энеолита и бронзы Минусинской котловины (основные проблемы)

Аннотация. В статье приводится подробный историографический обзор изучения памятников энеолита и бронзы Минусинской котловины начиная с первых дореволюционных раскопок до 1975 г. Для каждой из культур выделены основные проблемные вопросы и рассмотрены разные взгляды исследователей. Среди дискуссионных вопросов — происхождение афанасьевской, окуневской, андроновской и карасукской культур, их взаимоотношения и контексты формирования. Освещены проблемы абсолютной и относительной хронологии. В статье представлен авторский взгляд по затронутым вопросам.

Ключевые слова: Южная Сибирь, Минусинская котловина, энеолит, бронзовый век, афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, карасукская культура.

 

Горюнков С. В. Археология как образ жизни (воспоминания об Эльге Борисовне Вадецкой)

Аннотация. Автор делится своими воспоминаниями о времени (1977–1982), проведенном им в археологических экспедициях в Южной Сибири под руководством Г. А. Максименкова и Э. Б. Вадецкой в качестве художника Сибирской археологической экспедиции. Вспоминает эпизоды, связанные с изучением окуневских стел и таштыкских погребальных масок, а также разговоры о теоретических проблемах исторической науки и о дружбе с Э. Б. Вадецкой.

Ключевые слова: курганы тагарской культуры, окуневские стелы, таштыкские погребальные маски, Э. Б. Вадецкая.

 

Красниенко С. В. Глеб Алексеевич Максименков — ленинградский исследователь Сибири

Аннотация. Статья посвящена биографии и творческого пути Глеба Алексеевича Максименкова (1930– 1986). Ученый внес существенный вклад в археологию Сибири, выделил окуневскую археологическую культуру, являлся многолетним участником и руководителем нескольких экспедиций, был учеником и соратником М. П. Грязнова — основателя ленинградской школы археологического исследования Сибири. Значительная часть информации получена из неопубликованных архивных материалов.

Ключевые слова: Г. А. Максименков, неолит Южной Сибири, афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, карасукская культура, тагарская культура, новостроечные экспедиции.

 

Максименков А. Г. Из переписки Г. А. Максименкова

 

Максименков Г. А. (†) Отчет об археологической разведке в районе г. Красноярска летом 1956 г.

Аннотация. Впервые публикуется отчет Г. А. Максименкова из личного архива Э. Б. Вадецкой о разведках 1956 г., в результате которых была расширена археологическая карта региона.

Ключевые слова: Красноярский район, археологическая карта.

 

Бобров В. В. С поклоном Глебу Алексеевичу Максименкову

Аннотация. В работе представлены воспоминания автора о Глебе Алексеевиче Максименкове и его роли в профессиональном становлении молодого археолога. Воспоминания содержат некоторые сюжеты о научном творчестве Г. А. Максименкова и Э. Б. Вадецкой.

Ключевые слова: Глеб Алексеевич Максименков, Эльга Борисовна Вадецкая, Михаил Петрович Грязнов, сектор археологии Средней Азии и Кавказа, ИИМК РАН.

 

Фотографии Эльги Борисовны Вадецкой и Глеба Алексеевича Максименкова разных лет

 

Всевиов Л. М. Библиография работ Г. А. Максименкова

 

Всевиов Л. М. Библиография работ Э. Б. Вадецкой

 

НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ
 

Степанова Н. Ф. Афанасьевская культура: об этапах ее изучения

Аннотация. История изучения афанасьевской культуры разделяется на несколько этапов. Новый этап начался в 2000-е гг. Он характеризуется последовательным введением в научный оборот неопубликованных ранее материалов, обязательным применением комплекса естественнонаучных методов, получением новых радиоуглеродных дат, раскопками памятников афанасьевского типа в Синьцзяне, Восточном Казахстане, Монголии и т. д. Анализ материалов показывает, что памятники из разных регионов относятся к локальным вариантам афанасьевской культурно-исторической общности, которая занимает огромную территорию.

Ключевые слова: афанасьевская культура, этап, локальный вариант, памятники, керамика, погребальный обряд, хронология, Горный Алтай, Енисей.

 

Молодин В. И. Окуневская культура и сейминско-турбинский феномен (историографические заметки)

Аннотация. Окуневская археологическая культура, выделенная Г. А. Максименковым, является одним из важнейших открытий в археологии бронзового века Евразии. Культура изучена по материалам преимущественно погребальных комплексов, а также каменным изваяниям, плитам с рисунками, наскальным изображениям. В статье с историографической точки зрения рассматривается проблема вероятного соотношения комплексов окуневской культуры и бронзовых изделий сейминско-турбинского типа. Параллели окуневской культуры с западными культурами Сибири (кротовской, самусьской, одиновской, крохалевской, елунинской), почти в каждой из которых сейсминско-турбинские предметы присутствуют в закрытых комплексах, позволяют связать находки классических изделий сейминско-турбинского облика с носителями окуневской культуры. Предлагаются вероятные пути проникновения сейминско-турбинских изделий в Минусинскую котловину.

Ключевые слова: Минусинская котловина, окуневская культура, сейминско-турбинские бронзы.

 

Киргинеков Э. Н. Впускной окуневский курган в долине речки Камышта Хакасско-Минусинской котловины

Аннотация. В начальный период формирования курганной традиции носители афанасьевской культуры возводили курганы круглой в плане формы с каменной насыпью и каменным кольцом в основании. В окуневской культуре (на уйбатском этапе) в долине р. Камышта на афанасьевском кургане зафиксировано строительство кургана в виде квадратной ограды с захоронениями — так называемый впускной курган.

Ключевые слова: Хакасско-Минусинская котловина, афанасьевская культура, окуневская культура, уйбатский этап, речка Камышта, впускной курган.

 

Поляков А. В. К вопросу о классификации и хронологии бронзовых ножей периода поздней бронзы Минусинских котловин

Аннотация. В статье представлена новая классификация цельнолитых бронзовых ножей, найденных в погребениях периода поздней бронзы (конец XV — конец IX в. до н. э.) Минусинских котловин. Предложено их не объединять в единую линию развития таких изделий. Согласно авторской миграционной концепции культурогенеза в регионе, такие ножи были разделены на четыре отдельные группы, каждая из которых имеет свою историю формирования за пределами Саяно-Алтая. Кроме того, отдельно выделена группа «андроновских» ножей, появление которых в погребениях этого периода отражает процесс сосуществования культур на сопредельных территориях.

Ключевые слова: Южная Сибирь, Минусинские котловины, поздний бронзовый век, предскифское время, ножи.

 

Савинов Д. Г. Степновка II (к проблеме изучения малых таштыкских склепов)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о так называемых малых склепах таштыкской культуры как отдельного вида археологических памятников. Приводятся краткая историография вопроса и общая характеристика склепов. Дана полная публикация материалов малого склепа Степновка II на юге Хакасии, имеющего как общие признаки, типичные для малых склепов, так и некоторые специфические особенности (депонирование сосудов при входе в склеп, сооружение деревянного помоста посередине погребальной камеры, закладные жертвы семи расчлененных человеческих тел, помещенные в отдельные ямы в углах сруба). Совокупность специфичных признаков является свидетельством сложной социальной структуры таштыкского общества, которую на данном этапе изучения предполагается называть сословно-этнической.

Ключевые слова: таштыкская культура, склеп, малый склеп, погребения, обряд, жертвоприношение, керамика, социальная принадлежность.

 

Степанова Е. В., Торгоев А. И. Комплекс с полужестким седлом из Кенкольского могильника

Аннотация. В статье рассматривается вещевой комплекс кургана 2 могильника Кенкол в долине р. Талас, раскопанного экспедицией А. Н. Бернштама в 1939 г. В ограбленной Т-образной катакомбе находилось парное погребение мужчины и женщины, в котором сохранилось много предметов из дерева, а также железные наконечники стрел. Особое место в погребальном инвентаре занимает конское снаряжение, в памятниках кенкольской культуры встречающееся очень редко. Здесь оно представлено железными удилами и пряжками уздечных ремней, а также деревянными луками полужесткого седла. Находки полужестких седел очень редки, а для Средней Азии эта находка уникальна. По особенностям лук кенкольское седло может быть отнесено к ранней группе полужестких седел, появившейся на рубеже эр. Совокупное рассмотрение инвентаря из кургана 2 могильника Кенкол позволяет отнести его к III в. н. э. и считать одним из самых ранних в могильнике.

Ключевые слова: Средняя Азия, Таласская долина, могильник Кенкол, кенкольская культура, Т-образные катакомбы, позднесарматское время, конское снаряжение, полужесткие седла, луки седла.

 

Советова О. С., Шишкина О. О. Новые сцены с роженицами в наскальном искусстве Тепсейского археологического микрорайона

Аннотация. В статье проанализированы сцены с участием женской фигуры в позе роженицы. Данный образ трижды встречается на скалах Тепсейского археологического микрорайона, два из них недавно открыты сотрудниками кафедры археологии Кемеровского ГУ. Фигуры рожениц на Тепсее встречаются как с изображениями животных, так и с мужским антропоморфным персонажем. На основе этого авторы сделали вывод, что эти образы связаны с многогранной темой плодородия, распространенной в наскальном искусстве Центральной Азии.

Ключевые слова: Минусинская котловина, Тепсейский археологический микрорайон, наскальное искусство, роженица, тема плодородия.

 

Савинов Д. Г. Об особенностях формирования и развития звериного стиля тагарской культуры

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования искусства звериного стиля в тагарской культуре. Особое внимание уделено основным стилеобразующим компонентам, восходящим к различным региональным и культурным особенностям. На рубеже VI–V вв. до н. э. на основе инкорпорации всех компонентов окончательно складывается тагарское искусство звериного стиля, представляющее собой сложное культурно-историческое явление.

Ключевые слова: искусство скифо-сибирского звериного стиля, тагарская культура, региональные традиции, проблема формирования.

 

Бобров В. В., Моор Н. Н. Об одном «непопулярном» зооморфном образе в тагарской металлопластике

Аннотация. Работа посвящена изображениям барана — одному из редких образов среди зооморфных и орнитоморфных персонажей в тагарской металлопластике. На основе иконографических и стилистических особенностей выделены две хронологически разновременные группы его изображений: ранняя, выполненная в традиции минусинского стиля (по Н. Л. Членовой), и более поздняя, близкая изображениям баранов, получивших широкое распространение в развитом искусстве эпохи ранних кочевников Саяно-Алтая. В статье рассмотрены особенности изобразительной традиции рогов; определяются истоки этой традиции в сейминско-турбинской хронологической среде; публикуется карта местонахождения бронзовых предметов тагарской культуры, декорированных изображениями горного барана.

Ключевые слова: древнее искусство, скифский мир, тагарская культура, звериный стиль, художественная металлопластика, изобразительная традиция, сейминско-турбинское время.

 

Николаев Н. Н. Случайная находка из Южной Сибири и художественная бронза постскифских комплексов Тувы

Аннотация. Среди предметов искусства конца I тыс. до н. э. — начала I тыс. н. э. особое место занимают поясные пластины из бронзы с зооморфными изображениями или геометрическими композициями, свидетельствующими о творческом переосмыслении традиций скифского времени. Повсеместное распространение этих предметов в центральноазиатском регионе принято связывать с возникновением племенного объединения хунну. Среди них выделяется небольшая серия предметов, иконография которых позволяет соотнести их с художественной традицией сяньбэйских племен и рассматривать как культурно-хронологические маркеры для комплексов первых веков новой эры Забайкалья, Монголии, Саяно-Алтая и Южной Сибири.

Ключевые слова: хунну, сяньбэй, Тува, Южная Сибирь, постскифское время, художественная бронза, пряжки с единорогом.

 

Килуновская М. Е., Леус П. М. Изображение яка в искусстве хунну

Аннотация. На украшениях пояса — ажурных пряжках и бляшках — в эпоху хунну зачастую изображался як. Из гробниц хуннской знати в могильнике Ноин-Ула в Монголии происходят изображения яков на шерстяных коврах и серебряных бляхах конской упряжи. Животные могли быть показаны в разной стилистике, но у всех есть обязательные общие черты, позволяющие утверждать, что изображался именно як. Изображения яков не характерны для предшествующего скифо-сибирского искусства и не встречаются в археологических памятниках этого времени. Образ яка в искусстве кочевников конца I тыс. до н. э. можно однозначно связывать именно с традициями хунну. Он обладает характерными чертами, которые древние мастера старались передать на любых видах изделий. Его изображения отсутствуют или пока неизвестны как в предшествующую скифскую эпоху, так и в памятниках позднее I в. н. э. Это ограничивает хронологические рамки традиции изображения яка у кочевников Центра Азии рубежом III–II вв. до н. — I в. н. э., временем расцвета эпохи хунну.

Ключевые слова: Тува, Монголия, хунну, грунтовые могильники, бронзовые пряжки, ковры, изображения яка.

 

Трубникова В. Б. Образ оленя в сяньбэйской металлопластике

Аннотация. В статье анализируется образ оленя, известный на бронзовых поясных пластинах, атрибутируемых как сяньбэйские. Впервые выделены два типа пластин: с олененком и с тремя оленями — саньлу. На основании анализа иконографии изображений и хронологии памятников предложены аналогии сюжету. Пересмотрена сяньбэйская атрибуция пластин с олененком: на территории Северо-Восточного Китая в монокультурных сяньбэйских памятниках они неизвестны. Это позволяет считать их вторичным образом и ассоциировать с периодом военных походов сяньбэй за пределы Китая в I−II вв. н. э. Пластины саньлу, встречающиеся только в сяньбэйских памятниках, являются истинным сяньбэйским искусством и существуют длительный период — c I до конца IV в. н. э.

Ключевые слова: сяньбэй, тоба, мужун, образ оленя, сяньбэйские пластины, сяньбэйские пряжки, СевероВосточный Китай, Северная Вэй, ранние сяньбэй, пластина саньлу.

 

Громов АВ., Казарницкий АА., Лазаретова НИ. Краниоскопия населения окуневской культуры и вопросы его происхождения

Аннотация. В статье обсуждаются частоты шести краниоскопических признаков в сериях окуневской культуры, которые сравниваются с группами эпох неолита и бронзы Сибири и Восточной Европы. Отмечена необычная для окуневцев высокая частота подглазничного узора типа II в выборке из наиболее ранних погребений этой культуры. Результаты анализа главных компонент показывают, что черепа ранних окуневцев сходны скорее с сериями западного происхождения, чем с остальными окуневскими выборками и другими сибирскими группами эпох неолита и бронзы.

Ключевые слова: окуневская культура, Минусинская котловина, эпоха бронзы, краниоскопия.

 

Громов А. В., Казарницкий А. А. Искусственная деформация головы у ранних окуневцев

Аннотация. Методами геометрической морфометрии изучены сагиттальные контуры искусственно деформированных черепов представителей окуневской культуры и эпохи ранней бронзы Калмыкии. Установлено, что наиболее ранние окуневские черепа (уйбатский хронологический горизонт) отличаются от поздних характером деформации. У первых больший акцент деформирующего воздействия приходится на затылочную область мозговой коробки, у вторых — на теменную. Морфология искусственно деформированных черепов эпохи ранней бронзы Калмыкии сходна с таковой ранних окуневских черепов.

Ключевые слова: искусственная деформация черепа, геометрическая морфометрия, окуневская культура, эпоха ранней бронзы, Калмыкия.

  

Широбоков И. Г., Панкова С. В. Данные компьютерной томографии в изучении головы мужской мумии из могилы 4 Оглахтинского могильника

Аннотация. Изучены сканы и 3D-модели черепа, головы и маски мужчины из могильника Оглахты. Швы на лице оглахтинца, вероятно, являются результатом посмертных процедур, нацеленных на замедление процесса разложения мягких тканей. Установлено, что его лицо характеризовалось более европеоидными чертами, чем изображение на маске.

Ключевые слова: Южная Сибирь, Хакасия, таштыкские грунтовые могильники, мумификация, трепанация, погребальная маска, компьютерная томография, краниометрия, погребальный обряд.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ
 

Кузьмин Н. Ю. () Зооморфные изображения как индикатор культурных изменений на заключительной фазе раннетагарского периода

Аннотация. Выделение среди памятников баиновского этапа раннетагарского периода группы погребений, относящихся к финалу позднего бронзового века, привело к ситуации, когда образовавшаяся временная лакуна стала заполняться более поздними комплексами подгорновского типа. По этой причине к настоящему времени сложилось искаженное представление об особенностях развития тагарской культуры в ее ранний период. Для определения относительной хронологии раннетагарских погребальных сооружений в статье проводится сравнение ряда ключевых могильников степной зоны Минусинской котловины, в которых отсутствие или наличие изделий с зооморфными изображениями определяет относительное положение групп комплексов на временной шкале. Представление об особенностях поздней группы курганов дает более подробная характеристика могильника у Подгорного озера, материалы которого до сих пор не опубликованы. Появление изображений животных и птиц на предметах инвентаря подгорновских погребений становится своеобразным индикатором культурных изменений, связанных с проникновением в Минусинскую котловину в то же время новых племен, сооружавших погребальные комплексы биджинского типа.

Ключевые слова: Минусинская котловина, ранний период тагарской культуры, зооморфные изображения на предметах погребального инвентаря.

 

Лазаретов И. П. Могильник Сектах и проблема звериного стиля тагарской культуры

Аннотация. В статье публикуются материалы раскопок могильника Сектах, в комплексах которого был обнаружен уникальный нож, выполненный в скифо-сибирском зверином стиле. Автором собраны и проанализированы находки зооморфных изделий из комплексов подгорновского этапа тагарской культуры, проведено их сопоставление с предметами из памятников биджинского типа. Сделан вывод о наличии двух различных художественных традиций, привнесенных в Южную Сибирь из Центральной Азии с разрывом во времени в 150–200 лет.

Ключевые слова: Хакасско-Минусинская котловина, скифо-сибирский звериный стиль, тагарская культура, подгорновский этап, комплексы биджинского типа.

 

Кузьмин Н. Ю. (†) Комментарии к статье И. П. Лазаретова «Могильник Сектах и проблема звериного стиля тагарской культуры»

Аннотация. В кратком комментарии атор обсуждает некоторые положения И. П. Лазаретова, высказанные им в статье «Могильник Сектах и проблема звериного стиля тагарской культуры» (с. 312–327) и выдвигает свои контраргументы.

Ключевые слова: Минусинская котловина, тагарская культура, карасукская культура, зооморфные изображения на предметах погребального инвентаря.

 

ИСТОРИЯ НАУКИ
 

Макаров Н. П. Э. Б. Вадецкая и Г. А. Максименков. Научное наследие исследователей и археологические коллекции Красноярского музея

Аннотация. Представлено научное наследие Э. Б. Вадецкой и Г. А. Максименкова с учетом содружества с Красноярским музеем. Отражены малоизвестные материалы, дополняющие устоявшиеся взгляды по андроновской, окуневской, карасукской и тагарской культурам. Особое внимание уделено Красноярскому археологическому району. Новые материалы подтверждают мнение Г. А. Максименкова об отличии в культурном развитии лесостепных районов и Минусинской котловины, свидетельствуют о местном бронзолитейном производстве кельтов красноярско-ангарского типа.

Ключевые слова: археология, Енисей, Г. А. Максименков, Э. Б. Вадецкая, неолит, железный век, Красноярский музей.

 

Смирнов Н. Ю. Работа С. А. Теплоухова и Г. И. Боровки в составе Монголо-Тибетской экспедиции Русского географического общества под руководством П. К. Козлова в 1924 г. Новые архивные материалы

Аннотация. В статье впервые приводится подробное описание пяти архивных документов, выявленных автором в архиве Российского этнографического музея, в фонде С. А. Теплоухова в 2020 г., — оригиналов полевых дневников С. А. Теплоухова и Г. И. Боровки, фиксирующих процесс раскопок кургана № 24 в могильнике Ноин-Ула (Монголия) осенью 1924 г. В качестве преамбулы, с опорой на опубликованные дневники П. К. Козлова, излагается краткая история исследования кургана № 24, осуществленного археологическим отрядом Монголо-Тибетской экспедиции Русского географического общества под руководством советских археологов С. А. Теплоухова и Г. И. Боровки. Статья сопровождается фото и графическими иллюстрациями, дающими представление о сложности полевых работ и характере дневниковых записей. Приложения к статье содержит аннотированный список архивных документов, касающихся археологических работ советских исследователей в Монголии в 1924–1926 гг., выявленных в фонде С. А. Теплоухова и в сопутствующих фондах на настоящий момент.

Ключевые слова: архивные материалы, история археологических исследований, полевые дневники, Монголия, Монголо-Тибетская экспедиция Русского географического общества, Ноин-Ула, Г. И. Боровка, П. К. Козлов, С. А. Теплоухов.

 

Медведева М. В., Кукина Д. А. Фотоколлекции Ноин-Улы. Экспедиционные снимки Г. И. Боровки 1924, 1926 гг. из архива ИИМК РАН

Аннотация. Во время раскопок знаменитых ноин-улинских курганов в горах Северной Монголии в 1923–1926 гг. выполнено значительное количество фотографий, составляющих ценную часть полевой документации. В статье впервые в научный оборот целиком вводится комплекс уникальных экспедиционных фотоснимков археолога Г. И. Боровки, освещающих процесс раскопок курганов Ноин-Улы в 1924 и 1926 гг. из архивного собрания ИИМК РАН.

Ключевые слова: Ноин-Ула, хунну, Г. И. Боровка, С. А. Теплоухов, архивные исследования, история археологии, фотографии, НА ИИМК РАН.

 

Список сокращений