Федосов Михаил Юрьевич

Защита диссертации Федосовым Михаилом Юрьевичем на тему: <Катакомбные культуры Донецко-Доно-Волжского региона (по материалам погребальных памятников)>, представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.06 - археология.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, проф. Анатолий Степанович Скрипкин
кандидат исторических наук Евгений Александрович Черленок

Ведущая оппонирующая организация - Южный научный центр РАН.

Работа посвящена культурогенетическим процессам северо-восточной части ареала культур катакомбной культурно-исторической общности. Основная территория исследования - Доно-Донецкий и Доно-Волжский регионы. Хронологический рамки исследования - развитый этап среднего бронзового века Юго-Восточной Европы (середина - вторая половина II тысячелетия до н.э.). Предметом исследования являются памятники среднедонской катакомбной культуры и восточной периферии донецкой культуры, объектом исследования погребальные памятники эпохи средней бронзы. Методика исследования базируется на комплексном подходе с применением следующих методов: типологического, статистического, картографического, стратиграфического, сравнительно-исторического, историко-генетического. Анализ материалов проводился по следующей выборке признаков археологической культуры: идеология (погребальный обряд), технология (металл), бытовая сфера (керамика). М.Ю. Федосовым определена хронологическая позиция среднедонской катакомбной культуры в рамках эпохи средней бронзы, и уточнена ее внутренняя периодизация. Последнее касается выделения критериев раннего этапа культуры и его соотношения с донецкими и постдонецкими древностями. В рамках предшествующего среднедонской культуре хронологического пласта выделена восточная группа памятников донецкой культуры. Основные положения работы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории и археологии Юго-Восточной Европы, в краеведческой, научно-просветительской и музейной практике, а также в подготовке научных исследований и лекционных курсов.